Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Разбивая стереотипы

10.10.2017, 4:10      Новости Тольятти

26-летний драматург, педагог, детский писатель Надежда Щербакова хочет успеть как можно больше

В Молодежном драматическом театре (МДТ) идут аж три (!) спектакля, поставленные по произведениям Щербаковой: «Моя собака любит джаз» (инсценировка Надежды по рассказам Марины Москвиной), пьесы «Я девушка, ищу парня», «Мужчина, который вяжет». Премьера третьей постановки состоялась на днях, с нее, собственно, и начался новый театральный сезон. Режиссер премьерного спектакля «Мужчина, который вяжет» Олег Куртанидзе представил зрителям Надежду Щербакову как молодого, но плодовитого и очень позитивного автора. Очередную ее пьесу, поставленную на сцене МДТ, Олег Амиранович охарактеризовал как необычное произведение. И я с ним согласна — ну где, скажите, вы видели мужчину, который вяжет? Причем не просто вяжет, а именно подарок для своей любимой девушки! Может, в какой-нибудь либеральной Британии это и встречается, а у нормального русского мужика не может быть таких дел. Мужицкое дело — футбол смотреть, водку пить и носки грязные по квартире разбрасывать. Вяжут под... Оззи Осборна

Премьерный спектакль МДТ разбивает все привычные стереотипы: в нем, например, вяжет следователь по особо важным делам. У него есть любимая жена и не менее обожаемая маленькая дочка. Но по ночам он берет в руки исключительно нитки и спицы. Свое пристрастие объясняет просто: «Из-за служебных обязанностей мне каждый день приходится разбираться, почему друг убил друга, внук — бабушку, муж — жену. Вы и представить не можете, каково это — жить в вечной темноте, во мраке. Когда я увидел объявление о наборе на курсы вязания с призывом: «И пусть станет мир теплей», не раздумывая, на эти самые курсы и пошел».Кроме следователя по особо важным делам к вязанию пристрастились трепетный влюбленный юноша и бывший гонщик, когда-то летавший на своем мотоцикле выше облаков. Почему, если мужчина вяжет, он обязательно воспринимается как какой-то странный, слабый? Чем мужчина с паяльником лучше мужчины с вязанием? Ведь вязание берет свои корни в плетении, именно мужчины когда-то поголовно плели защитные кольчуги, рыболовные сети...

У каждого героя спектакля — своя пронзительная история, рассказанная на фоне музыки. О музыкальном ряде хочу сказать особо, потому что подбор песен, звучащих со сцены, никого не оставит равнодушным. Герои вяжут под Бориса Гребенщикова, Оззи Осборна, группу «Ленинград», «Rammstein» и даже Drop Your Anchor (metal cover песни Натали «О боже, какой мужчина»). Как признался режиссер Олег Куртанидзе, ассоциативный ряд спектакля говорит о том, что за серыми фасадами штампованных многоэтажных домов скрывается хрупкое и нежное существо — человек.

Спасибо тебе, влюбленный программист

Посмотрев спектакль, я задала несколько вопросов драматургу Надежде Щербаковой, приехавшей на премьеру.

— Вы признались в интервью, что не любите придумывать сюжет своих пьес. Был ли реальный прототип у «Мужчины, который вяжет»?

— Да, все началось с того, что один друг как-то прислал мне фотографию, где он вяжет шарф для своей девушки, которая ему очень нравится. Вообще-то, он программист, ему 29 лет, вязать его научила мама. Парадокс: профессия у человека мужская, а он вяжет, занимается женским, казалось бы, делом. Сила любви настолько велика... А тут еще моя мама рассказала, как ехала в метро и увидела парня, который сидел и вязал. Весь вагон на него смотрел — одни с недоумением и удивлением, а другие с улыбкой. Поскольку мир сейчас сконцентрировался в Интернете, на форумах, я стала искать материал о вяжущих мужчинах там. И нашла столько историй, споров, стереотипов по этому поводу! Женщины, которые спорят в пьесе и в спектакле, — это реальные люди, дискутирующие на форуме. Я стала думать о мужчине, который вяжет, в разных аспектах, потом несколько историй объединила в одну пьесу. А другу-программисту сказала: «Спасибо за фото, благодаря ему я сочинила пьесу». «Ничего себе», — удивился он.

— Подбор музыки — режиссерское решение. В спектакле песни звучат постоянно — от Любы Успенской до Оззи Осборна, вы с Олегом Куртанидзе вопрос музыки обсуждали?

— Нет. Мы долго разговаривали по телефону, он мне рассказал про новую форму. Думаю, что каждый режиссер имеет право на свое решение. Я не думала о музыке, рассказанные в пьесе истории казались мне бытовыми. Если из них родились музыкальные образы — это интересно.

В перспективе — авторское кино

— Вы преподаете (доцент на кафедре культуры и искусства в Московском гуманитарном университете (МосГУ). Помимо пьес пишете детские рассказы. Что для вас важнее — преподавательская деятельность или драматургия, писательская стезя?

— Написание пьес. Преподавательская деятельность мне нравится, поэтому не только учу студентов, но и сама учусь у них. Мне нравится передавать свой опыт. Драматургия — это образ жизни, то, без чего не могу жить. А преподавание — работа, профессия, знания, которыми хочется поделиться.

— У вас так рано проснулись педагогические потребности. Плюс вы пишете рассказы и сказки для детей. Может, все это не просто так?

— У меня бабушка хотела быть педагогом, но у нее не получилось из-за рождения троих детей. Возможно, от нее передалось желание делиться своим опытом, чувствами и мыслями.

— Вы и пьесы пишите, и преподаете, и учитесь на курсе у знаменитого режиссера Камы Мироновича Гинкаса в театральной школе Константина Райкина. Что вами движет: кипучая энергия, тщеславие, жажда творчества, желание стать настоящим профессионалом и зарабатывать?

— Как у любого творческого человека у меня есть амбиции. Плюс энергии во мне много. Пусть мне не так много лет, но я чувствую, как время уходит. И надо успеть, как можно больше сделать в жизни. Мне все время кажется, что опаздываю.

— Высшее профессиональное признание для актеров и режиссеров кино — получение «Оскара». А для вас как для драматурга какая награда важна?

— Признание зрителей. Главное, чтобы мой замысел заразил режиссера, он в свою очередь — актеров, чтобы это отзывалось в зрителях. Когда приходишь в театр, должно возникнуть чувство сопричастности, что все происходящее на сцене относится к тебе. Хочется максимально погрузиться в человеческую психологию. Для меня не награды важны, а реакция зрителей.

— Что можете сказать о своем сотворчестве с коллективом МДТ, где идет уже третья ваша постановка?

— Театр для меня стал родным. Мои пьесы поставили три разных режиссера (Алина Гударева — «Моя собака любит джаз», Олег Толоченко — «Я девушка, ищу парня», Олег Куртанидзе — «Мужчина, который вяжет». — Прим. ред.). Каждый со своим решением и видением. Интересно было наблюдать, как каждый рождал что-то свое на материале моей пьесы.

В конце нашей беседы Надежда Щербакова призналась, что, возможно, в будущем будет делать авторские проекты в области кино. Она выпускница ВГИК (факультет драматургии, мастерская А.Я. Инина), а ее муж — теле- и кинооператор. Хочется пожелать ей удачи и на этой очередной для нее творческой стезе. Особо хочу отметить, что премьера спектакля «Мужчина, который вяжет» состоялась 22 сентября — в день рождения папы Надежды Щербаковой — Сергея Дмитриевича. Он родился в Тольятти, потом уехал учиться в Самарский медицинский институт, стал хирургом-онкологом, а сейчас работает в Москве. Ему посвятила Надежда Щербакова свою очередную премьеру, поскольку он очень помог дочери с профессиональным становлением.

"Для меня не награды важны, а реакция зрителей, их признание".

Наша справка

В 2012 году в издательстве «Спутник+» был издан сборник рассказов Надежды Щербаковой «Было время». В июле 2015 года в издательстве «Самокат» вышла ее книга для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказки внутри».

Ольга Пимантьева

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: gazetaps.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования